Панорамы Пляжи Парки Крепости Музеи Гостиницы
Требования к гостиницам категории 3 звезды в России
Классификация гостиниц Без звёзд 1 звезда 2 звезды 3 звезды 4 звезды 5 звезд

Система классификации гостиниц в России

Требования к гостиницам категории "три звезды"

(Новые требования с 1 января 2021 года до 31 декабря 2026 года)

     Требования к категориям гостиниц и других средств размещения Российской Федерации установлены "Положением о классификации гостиниц", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2020 г. № 1860 "Об утверждении Положения о классификации гостиниц" (далее - Положение).

     В соответствии с приложением № 4 к Положению, к гостиницам категории "3 звезды" предъявляется следующий набор обязательных требований.

I. Здание и прилегающая территория

1.

Внешнее освещение здания и прилегающей территории в тёмное время суток:

  • освещение центрального входа, наружное освещение подходов к зданию

3.

Вывеска:

  • вывеска с информацией, предусмотренной требованиями нормативных правовых актов
  • освещаемая или светящаяся с названием гостиницы
    (требование не является обязательным для гостиниц, не занимающих отдельное здание, при условии наличия на этом здании иной освещаемой или светящейся вывески)
  • при наличии отдельного входа в предприятие питания - вывеска с его названием

4.

Вход для гостей:

  • отдельный от служебного входа
    (требование не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)

II. Техническое оборудование и оснащение

5.

Аварийное освещение и энергоснабжение:

  • аккумуляторный источник электропитания в аварийном режиме для световых указателей (знаков безопасности), исправные аккумуляторные фонари у дежурного персонала;
  • стационарный генератор, обеспечивающий основное освещение и работу основного оборудования (в том числе лифтов) в течение не менее 24 часов
    (требование не является обязательным: при использовании аварийного энергоснабжения (при соответствии надежности электроснабжения гостиницы I или II категории, предусмотренных действующими Правилами устройств электроустановок))

6.

Водоснабжение:

  • круглосуточное горячее, холодное
    (в районах с перебоями водоснабжения должен быть обеспечен минимальный запас воды не менее чем на сутки и подогрев воды);
  • горячее от резервной системы горячего водоснабжения на время аварии, профилактических работ;
  • бутилированная питьевая вода в номере или питьевая вода в кулере в коридоре (бесплатно)
    (Требование является обязательным для районов, где отсутствует подтверждение соответствия качества воды централизованных систем питьевого водоснабжения требованиям санитарных правил и нормативов (при обеспечении питьевой водой посредством централизованных систем питьевого водоснабжения).
    Требование является обязательным для гостиниц, у которых отсутствует подтверждение соответствия качества воды нецентрализованного водоснабжения требованиям санитарных правил и нормативов (при обеспечении питьевой водой при нецентрализованном водоснабжении))

7.

Система отопления, обеспечивающая допустимую температуру воздуха в номерах гостиницы (наличие системы отопления не является обязательным для сезонных гостиниц, находящихся в южной климатической зоне Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край. Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Ростовская область), работающих в период с мая по сентябрь включительно.
Допустимая температура в номерах 18-24 градусов по Цельсию в холодный период года, 20—28 градусов по Цельсию в теплый период года)

9.

Вентиляция:

  • система вентиляции (естественная и (или) принудительная), обеспечивающая циркуляцию воздуха и исключающая проникновение посторонних запахов в жилые помещения

10.

Лифт в здании (требование не является обязательным в случае невозможности установки лифта по техническим причинам (при наличии документального подтверждения). При отсутствии лифта обеспечивается бесплатная доставка багажа):

  • высотой более 3 этажей
    (не обязательно для:
    - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов;
    - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха;
    - для гостиниц, находящихся в зданиях, являющихся объектами культурного наследия)
  • высотой более 5 этажей (для:
    - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов;
    - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха)
    ;

11.

Время ожидания лифта не более 45 с (выполнение требования подтверждается заявителем документально).

12.

Круглосуточная работа лифта (при наличии)

13.

Наличие телефона:

  • связь с персоналом из номера (не обязательно для:
    - гостиниц с количеством номеров 15 и менее;
    - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха)
  • телефонная внутренняя связь (без выхода за пределы средства размещения) в 100 процентов номеров (допускается наличие кнопки вызова обслуживающего персонала для:
    - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов;
    - загородных отелей, туристских баз, баз отдыха)
  • телефоны коллективного пользования в общественных помещениях (вестибюле), телефонная связь внутренняя и городская

14.

Информационно-телекоммуникационная сеть "Интернет" во всех помещениях гостиницы (требование не является обязательным при отсутствии технической возможности предоставления подключения к сети "Интернет" в месте расположения гостиницы, которое должно быть подтверждено документально)

III. Номерной фонд

15.

Одноместные (двухместные) номера
(требование не является обязательным для:
- гостиниц с количеством номеров 15 и менее;
- апарт-отелей;
- мотелей)

  • не менее 100 % (допускается наличие в номерном фонде семейных номеров с количеством спальных мест более 2-х, при этом площадь номера должна быть в гостиницах с круглогодичным функционированием не менее 6 м2 на 1 проживающего и не менее 4 м2 на 1 проживающего в гостиницах с сезонным функционированием (исправлено, Протокол от 28.04.21).
    В семейном номере курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов допускается наличие двухъярусной детской кровати)

16.

Многокомнатные или соединяющиеся номера
(требование не является обязательным для:
- гостиниц с количеством номеров 50 и менее;
- гостиниц, расположенных в здании, являющемся объектом культурного наследия, и(или) выявленным объектом культурного наследия, и(или) объектом, составляющим предмет охраны исторического поселения;
- апарт-отелей;
- мотелей)

18.

Площадь номера, за исключением номеров категорий "джуниор сюит" и "студия" (без учета площади санузла, лоджии, балкона), не менее:

  • одноместного - 12 м2 (допускается уменьшение площади на 10 %);
  • двухместного - 15 м2 (допускается уменьшение площади на 10 %)

20.

Санузел в номере (умывальник, унитаз, ванна или душ):

  • 100% номеров
  • площадь санузла не менее: 2,5 м2
    (допускается уменьшение площади на 5 %)

21.

Вентилятор (для гостиниц, расположенных на территориях, относящихся к южной климатической зоне Российской Федерации (Республика Адыгея, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Крым, Республика Северная Осетия - Алания, Чеченская Республика, Краснодарский край, Ставропольский край. Астраханская область, Белгородская область, Волгоградская область, Калининградская область, Ростовская область))

IV. Санитарные объекты общего пользования

23.

Туалет:

  • вблизи общественных помещений
    (требование не является обязательным для гостиниц с количеством номеров 15 и менее (при условии обеспечения доступа гостям в служебный туалет))
  • оборудование:
    • туалетные кабины,
    • умывальник с горячей и холодной водой (смеситель),
    • зеркало,
    • мыло (диспенсер с жидким мылом),
    • туалетная бумага;
    • бумажные полотенца (или электрополотенце);
    • крючки для одежды, корзина для мусора

V. Общественные помещения

25.

Общественные помещения с мебелью и другим оборудованием, соответствующие функциональному назначению помещения

26.

Холл площадью (не обязательно для гостиниц с количеством номеров 50 и менее):

  • не менее 30 м2 плюс по 1 м2 из расчета на каждый номер, начиная с 21-го, - максимальная площадь может не превышать 80 м2

27.

Служба приёма и размещения:
(при наличии нескольких корпусов или нескольких видов гостиниц в одном гостиничном комплексе на одной территории допускается единая служба приема и размещения)

  • с зоной для отдыха и ожидания с соответствующей мебелью (кресла, диваны, стулья, журнальные столики), с газетами, журналами
    (не обязательно для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)

28.

Ковры, ковровое или иное напольное покрытие в зоне отдыха
(не обязательно для гостиниц с количеством номеров 50 и менее)

30.

Сейфовые ячейки для хранения ценностей гостей в службе приема и размещения
(не обязательно при наличии мини-сейфа в каждом номере)

32.

Вешалки в холле и в общественных помещениях

37.

Ковровое покрытие (ковры) в коридорах
(не обязательно для:
- курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов
- загородных отелей, туристских баз, баз отдыха)

38.

Служебные помещения для персонала: столовая или помещение для приема пищи, санузлы, раздевалки, помещения для отдыха, подсобные помещения
(не обязательно для гостиниц с количеством номеров 15 и менее)

VI. Помещения для предоставления услуг питания

39.

Предприятия питания:

  • предприятия питания любого типа (типы предприятий питания: ресторан, кафе, бар, столовая, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий)

VII. Услуги

40.

Служба приема - круглосуточный прием (в домах отдыха, пансионатах, туристских базах допускается наличие службы приема, с которой можно связаться круглосуточно)

41.

Вручение корреспонденции гостям

43.

Поднос багажа (из машины в номер и из номера в машину) круглосуточно - по просьбе

44.

Утренняя побудка (по просьбе)

45.

Ежедневная уборка номера горничной

46.

Ежедневная заправка постелей

48.

Смена постельного белья: 1 раз в 3 дня

49.

Смена использованных полотенец: ежедневно

50.

Стирка:

  • исполнение в течение суток
    (не обязательно для:
    - курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов;
    - загородных отелей, туристских баз и баз отдыха)

51.

Глаженье:

  • предоставление утюга, гладильной доски, гладильная комната

52.

Химчистка: исполнение в течение суток
(допускается предоставление услуг по договору со специализированным предприятием)
(не обязательно для:
- гостиниц категории "3 звезды" с количеством номеров 50 и менее;
- курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов;
- загородных отелей, туристских баз и баз отдыха)

53.

Иные услуги:

  • мелкий ремонт одежды (не обязательно для гостиниц категории "три звезды" с количеством номеров 50 и менее)
  • автомат для чистки обуви
    (не обязательно для загородных отелей, туристских баз и баз отдыха)
  • хранение багажа
  • вызов такси

54.

Туристские услуги:

  • туристская информация в службе приема и размещения (в холле гостиницы)

55.

Медицинские услуги:

  • вызов скорой помощи, пользование аптечкой

VIII. Услуги питания

56.

Обслуживание:

  • возможность выбора любого из вариантов предоставляемого питания (2-разовое, 3-разовое питание);
    (не обязательно для городских гостиниц (отелей), апарт-отелей и мотелей)
  • расширенный завтрак (7.00 - 10.00);
    (не обязательно для апарт-отелей и мотелей.
    Расширенный завтрак - континентальный завтрак, дополненный большим ассортиментом хлебобулочных изделий, джемов и(или) варенья, холодных напитков, сыра и(или) холодных мясных закусок.
    Время завтрака в курортных отелях, санаториях, домах и центрах отдыха, пансионах, загородных отелях, туристских базах и базах отдыха может быть изменено по усмотрению стредства размещения.
    Продолжительность завтрака не менее 2 часов)

57.

Обслуживание в номере:
(не обязательно для:
- курортных отелей, санаториев, домов и центров отдыха, пансионатов;
- апарт-отелей;
- мотелей)

  • в часы завтрака и в период с 12.00 до 23.00 (требование по обслуживанию в номере в часы завтрака не является обязательным для гостиниц категории "три звезды" с количеством номеров 50 и менее)

IX. Технологии обслуживания, внешний вид персонал

58.

Наличие письменных стандартов для персонала, фиксирующих функциональные обязанности и установленные правила работы

59.

Форменная одежда персонала, служебные значки


Критерии бальной оценки гостиниц

Кроме соответствия обязательным требованиям гостиницам категории "3 звезды" необходимо набрать минимальное допустимое количество баллов по результатам:

1. Оценки качественного состояния зданий, оборудования и оснащения гостиницы

  • 42 балла для городских гостиниц (отелей)
  • 42 балла для гостиниц в зданиях, являющихся объектами культурного наследия и(или) на территории исторического поселения
  • 44 балла для курортных отелей, санаториев, домов (центров) отдыха, пансионатов
  • 44 балла для апарт-отелей и комплексов апартаментов
  • 42 балла для мотелей
  • 45 баллов для загородных отделей, туристских баз, баз отдыха

2. Оценки выполнения дополнительных требований


Критерии бальной оценки персонала

Кроме требований, указанных выше, персоналу гостиницы категории "3 звезды" необходимо набрать по критериям бальной оценки персонала гостиниц:

  • 26 баллов для гостиниц, находящихся в эксплуатации более 3 лет
  • 24 балла для гостиниц, находящихся в эксплуатации менее 3 лет

Требования к номерному фонду

Номерной фонд оценивается отдельно в соответствии с требованиями к гостиничным номерам различных категорий.



Примечание. В текст внесены исправления обнаруженных технических ошибок в соответствии с Протоколами заседаний Совета по классификации при Федеральном агентстве по туризму от 25.01.2021, 08.04.2021, 28.04.2021.



Предложения о размещении рекламы/информации на сайте, сообщения об ошибках, замечания шлите по адресу: virtual-sevastopol@ya.ru

Copyright © 2009-2021 Артур Чирков